Сотрудничество игроделов с игроками – ключ к успеху любой ММО?

В седой древности, когда ММО-индустрия представляла собой лишь малую часть того огромного мира, который мы видим сейчас – разработчики создавали свои видеоигры в полнейшем вакууме. Многие из них делали это действительно успешно, но при этом им редко удавалось достичь большой аудитории поклонников. Да, это можно объяснить тогдашней непопулярностью ММО-сферы, но время шло, и некоторые люди стали прислушиваться к мнению поклонников. Невероятно, но факт: именно они стали добиваться наибольшего успеха. Тогда-то разработчики и поняли, что ключ к популярности их творений – это просто принятие во внимание мнений игроков.

Раньше многие игроделы были некими антагонистами, и геймерам оставалось лишь надеяться, что великие разрабы сделают что-то, о чем они мечтают. А прямо сейчас нет ни одной компании, которая в своей работе игнорировала бы мнение сообщества. Но время идет, и простого внимания поклонникам ММОРПГ становится недостаточно. Теперь мы можем наблюдать новую тенденцию – полное сотрудничество разработчиков и игроков. Довольно спорное решение – отдавать нити управления в руки геймеров и просто делать то, что они хотят. Гейммейкеры весьма осторожно смотрят на такую перспективу, но, тем не менее, мы видим уже несколько успешных проектов, создатели которых решили доверить бразды правления поклонникам, и пока что ни одного провального. Тенденция, однако!

На прошлой неделе в Варшаве проходили финальные соревнования киберспортивного турнира по World of Tanks. Там босс компании Wargaming Виктор Кислый раздавал интервью, и вот что интересное было в его словах: «Если ассоциировать нашу профессию с бутербродом, то нельзя сказать, что мы – хлеб, а игроки – масло. Игроки – это наш хлеб и наше масло. Мы хотим, чтобы они распространяли наши новости, обсуждали нашу работу, заставляли нас трудиться еще усерднее и указывали, что да как нужно делать. И мы знаем, что игроки всегда будут это делать. Многие большие компании работают ради денег, но мы работаем ради игроков. И большинство других работает ради игроков».

Лично мне кажется, что легко говорить такие вещи, когда ты зарабатываешь деньги с огромной скоростью, как это делает компания Wargaming. С другой стороны, есть масса примеров того, что именно альтруизм приносит авторам чего-либо самый большой успех. Сложно судить, сколько искренности в словах Виктора Кислого, но, в любом случае, они прекрасно отражают текущее состояние некоторых студий, которые действительно трудятся (насколько можно оценивать происходящее со стороны) ради геймеров.

Белорусская команда Wargaming далеко не уникальна в этом. Создатели фэнтезийной ММОРПГ Guild Wars 2, парни из ArenaNet, очень успешно работают на основе своего комьюнити. Бесплатная игрушка имеет бешеную популярность и приносит огромный доход, и происходит это именно потому, что разрабы умудряются делать всё, чего хотят игроки. Конечно, здесь сквозит огромный талант: сначала они сумели направить желания игроков в одну и ту же сторону, а теперь мастерски пожинают плоды. Главный дизайнер проекта Крис Вайтсайд несколько месяцев назад сказал: «Вся наша команда серьезно трудится над тем, чтобы прислушиваться к комьюнити и создавать такой контент, который ему понравится. С другой стороны, конструктивные члены сообщества тоже работают для того, чтобы мы всегда получали отличные идеи, а не думали-гадали, чего хотят игроки. Это наш стандарт коллаборации, это настоящее партнерство».

Выше я говорил, что провальных проектов, которыми управляют игроки, пока нет. Конечно, это лишь потому, что разработчики тщательно организовывают работу с игровым сообществом и ведут постоянный контроль происходящего в нем. А вот примеры того, что бывает, когда разрабы и игроки начинают тянуть одеяло на себя – довольно частое явление. Негативные результаты неумелого сотрудничества с поклонниками – это Hellgate, Warhammer Online, Prius Online, Free Realms, Vanguard: Saga of Heroes, Star Wars: Clone Wars Adventures, Wizardry Online… В общем, образцов много. Все эти проекты закрылись в 2013-2014 годах, и закрылись они именно потому, что разработчики пытались сделать по-своему, а игроки протестовали. Трудно сказать, чьей ошибки здесь больше всего – то ли игроделов, которые не считались с мнением поклонников, то ли комьюнити-менеджеров, которые плохо работали с игровым сообществом. Но финалы определенно печальны, и это яркий аргумент в пользу полного сотрудничества с игроками.

Кто из разработчиков сейчас стоит на верном пути? Прежде всего, многим не помешало бы поучиться у Carbine Studios, у компании, которая позволяет игрокам принимать важные решения. Например, пользовательский интерфейс ММОРПГ WildStar, его внешний вид и особенности – это решение абсолютного большинства игроков. Еще дальше шагнули создатели МОБА-игрушки Path of Exile, где игроки могут зарабатывать славу и даже деньги, создавая свои собственные карты. Идеальный пример – авторы песочницы Trove, которые сейчас готовятся к ЗБТ. Именно в течении ЗБТ они запустят систему, что позволит геймерам создавать и загружать в игровой мир свой собственный контент, в перспективе тоже получая за это деньги. Наконец, ярок пример сандбокса Minecraft, о котором сейчас знает каждый второй пользователь Интернета именно потому, что разработчики позволили игрокам делать всё, что угодно, в том числе создавать моды, карты на прохождение, сервера и так далее. В последнее время они еще и перенимают опыт у авторов модов, добавляя особо удачные наработки в официальную версию своей видеоигры.

Всё вышеизложенное позволяет испытывать оптимистичные эмоции, глядя на то, как развивается сотрудничество между девелоперами и игроками. Для меня, как для геймера, эта тенденция – одна из самых приятных тенденций современной культуры. Впрочем, создателям ММО важно не переборщить, ведь, отдавая бразды правления в руки многомиллионной аудитории, можно запросто потерять контроль над своим творением.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *